Первое вторжение пришельцев оказалось, в общем-то, на руку землянам. Род людской получил в свои лапы новые игрушки и технологии. Форсированными темпами началось освоение солнечной системы, псионика и плазменное да лазерное вооружение стали вполне себе обычным явлением. Потребовалось наращивание производственных мощностей по всем фронтам. Однако экология такой обширной индустриализации не выдержала: к середине 21-го века пригодных для жизни мест на Земле осталось совсем не много. Потому у населения планеты большой популярностью стали пользоваться огромные мегаполисы, отгроханные в более-менее пригодных для нормальной жизни регионах Земли. Игровой мир X-COM: Apocalypse – это как раз один из таких мегаполисов.
Мегапрайм. Это большой город. Треть его занимают индустриальные зоны, треть – трущобы, в которых обретаются не самые благополучные слои населения (мутанты, то бишь неприкаянные человекосектоиды, андроиды, а также разномастные бандитские группировки); оставшаяся треть – это относительно благополучные районы. Жизнь в Мегапрайме бурлит. Мутанты и андроиды вечно что-то бурчат и пытаются качать свои права: недовольны сегрегацией; бандиты регулярно устраивают погромчики друг другу да заодно стреляются с полицией. Да и обычным обывателям весело: производственные выбросы там, смог… Пробки, опять же. Не жизнь, а сказка. Но это еще не все: объявились пришельцы. В который раз (К.О.: в третий).
Но это странные пришельцы, другие: летят они не с «далеких звезд» (c), а из другого измерения. Тарелки появляются буквально из ниоткуда. И начинают: бомбить город, высаживать в дома нелегальных иммигрантов (которые, если их вовремя не выдворить, то бишь не уничтожить на месте, спешно размножаются и расползаются по округе), а ведь тут и так перенаселение. У полиции, ясное дело, своих проблем хватает, поэтому для борьбы с этой угрозой муниципалитетом был организован проект X-COM.
Geoscape в новой части ужался до размеров Cityscape. X-COM отныне стоит на страже не всего мира, а одного-единственного города – собственно Мегапрайма. Упрощение? Куда там. Наоборот, игра обросла уймой новых фич. Так, в городе «квартирует» легион различных организаций, что-то около двух дюжин, с которыми можно дружить, таким образом получая определенные бонусы, а можно и не дружить, даже наоборот – враждовать (и готовиться к регулярным налетам на свою базу), – иными словами, вот вам одно из нововведений – дипломатия. Система торговли, куцая в первых двух частях, познала такие понятия, как «дефицит» и «перенасыщение рынка». Кроме того, торговля и дипломатия тесно взаимосвязаны. Скверные отношения с организацией-поставщиком перекрывают доступ к товарам, которые данная организация поставляет – а это бывают стратегически важные ресурсы: топливо, боеприпасы и т.п.
Приятно, что левелдизайну было уделено больше внимания, чем в предыдущих частях. Каждая организация в игре владеет какими-то зданиями – это уникальные, вручную нарисованные локации. Которых действительно много. Mythos Games также переосмыслили и «глобальную» часть. Нашалить на Cityscape можно ого-го как: к примеру, сровнять с землей весь город со всей (или почти всей) инфраструктурой. Неохота вручную зачищать здание, в которое высадились пришельцы, коридор за коридором? Его можно просто разбомбить – со всеми обитателями, старыми и новыми. Единственное, владелец едва ли будет в восторге от такого поворота.
У братьев Голлоп были грандиозные планы насчет Apocalypse. Предполагалось, что игра будет еще более сложной и комплексной. Однако, чтобы не затягивать разработку, под скальпель попали многие интересные фичи, другие оказались не доведенными до ума. Apocalypse вышел откровенно «сырым». Чувствуется искусственность отдельных игровых аспектов (особенно дипломатии). Управление и интерфейс просто чудовищны. Движок кривой донельзя. Привыкать к игре нужно долго. Впрочем, можно и принудить себя: это ведь он, X-COM, притом обогащенный новыми возможностями (хоть и не все эти возможности отшлифованы как должно). Поиграть стоит даже ради того, чтобы поглазеть на тутошний арт. Решительно, нигде больше я не видал таких странных пришельцев, как в X-COM: Apocalypse.