Случайно заметил скидку на игру в стиме и что-то очень захотелось написать пару слов о ней. Скорее для себя самого, нежели для людей, собирающихся купить игру. В конце концов, ей 15 лет, неужели кто-то о ней не знает?
Открыл страницу в стиме, полистал скриншоты, нахлынули воспоминания... Да, надо начать с грустного: это не тот Deus Ex. Если даже духовно его можно назвать продолжением, то технически... нет. Удивительно, но первая часть была куда лучше проработана, местами даже визуально. Скажем дружное "спасибо" консолям - как минимум ради совместимости были урезаны локации. Зачастую, теперь это просто коридоры, да настолько узкие, что становится очень неуютно, будто тебя хотят запереть в тесном помещении... и ведь у меня нет клаустрофобии - это просто объективно очень неприятно. Если коридоры зданий можно "понять и простить", то улицы города... даже дышится тяжело. Конечно, отчасти это из-за сюжетного аспекта: воздух в городе смертельно загрязнён, но в совокупности с этими узкими улочками психологический эффект всё-таки был, по крайней мере у меня. Но зато как приятно подняться на много этажей вверх - в просторное здание, в котором хотя бы есть солидные по площади комнаты, вид на закат и танцующая голография стриптизёрши. Звучит потешно, но тогда я действительно проникся. По правилам хорошего обзора, я должен описать сначала плюсы, потом - минусы, должен быть порядок. Но весь этот обзор - крик субъективизма. Я перечислю минусы, из-за которых игру НЕ стоит именно покупать (проходить - надо обязательно), но я был бы очень рад, если бы хоть кто-нибудь дочитал до конца - самую главную мысль надо искать там.
-1. Главный минус игры - её невозможно запустить. Совсем. Я провёл около 5-10 часов жизни, читая форумы (на минуточку), датированные 2004-м годом. Конечно, они мне не помогли. Я писал авторам фан-патча, без которого нельзя пройти игру, и мне очень-очень быстро отвечали. Если честно, я уже не помню как точно я смог решить геморрой с вылетами при смене локации, но я всё же смог. Часы в стиме из-за этого не считались, но игру я всё-таки прошел.
-2. Деградация относительно Deus Ex 2000. Чувствуется во всём: импланты, локации, сюжет, диалоги, вариативность - урезали всё, что можно было, и даже что было нельзя.
-3. Порой, при сюжетных твистах хочется влепить громкий фейспалм. Чувствуется, что иногда разработчиков тянуло немного не туда... Аляска?....НЛО?..
-4. Весь конец завязан на мордобое. Буквально, финальная миссия, где выбирается концовка, проходится примерно 30-60 минут при постоянных перестрелках. Любителям стелса - удачи. Лично я интуитивно понял, что дело близится к концу, сделал сохранение и прошел самолично две концовки, на остальные не хватило терпения - посмотрел ролики на ютюбе.
А теперь самое главное. Объективно, эта игра хуже предшественника во всём. Но есть что-то необъяснимо-притягательное в ней, из-за чего нудный сюжет, глупого главного героя, очевидные сюжетные повороты хочется терпеть, и даже иногда получаешь удовольствие. Я не могу объяснить словами весь перечень тёплых ощущений, которыми игра одаривает до сих пор, когда я вспоминаю о ней, а ведь пройдена она уже как полтора года. Как уже писал один товарищ в своем обзоре, эта игра - как театр, где очень дешевые декорации, плохие актеры и слабый сюжет. Но за всей бедностью и скудностью кроется нечто большее, которое просто не поддаётся объяснению. Может быть, людские лица становятся роднее из-за того, что выглядят глупо, или, может быть, за всем лежит природная человеческая любопытность ко всему неизученному, в частности - к будущему, ведь, как ни крути, Deus Ex - игра пророческая, и когда-нибудь (не к 2027, 2050 или 2070 годам, а значительно позже) человечество получит всё, что игра уже описала. Многое из игры хочется уже сейчас перенять и пользоваться, многое хочется избегать всеми силами, но эта совокупность всего, что нас ждёт - восхищает. Отчасти привлекательность игры я могу сравнить с дешёвыми боевиками 90-х: случайно в один вечерний будний день ты включаешь на телевизоре канал, который круглосуточно показывает эти бюджетные фильмы с рейтингом ниже среднего, но, на удивление, не можешь остановиться и смотришь до самого конца, хотя эффекты - слабые, актёры - ноунеймы, а сюжет в стиле "я пришёл отомстить". Но ведь есть что-то обаятельное в этих фильмах! Древняя манера съемки, "грязные" пробы первых цифровых камер, дубляж голосов, которые в последний раз слышал лет тому 10 назад... И вот ты снова, как давным-давно, сидишь и глупо проводишь время, потому что за общей скудностью картины видишь уют. И когда после 10 часов Invisible War смотришь финальный полутораминутый ролик, понимаешь: ради этого стоило жить, и работать стоило. И уже совсем не помнишь обо всём, что так раздражало всё это время, остается только тёплый осадок от вероятного будущего, которое предстоит, но не тебе, а твоим потомкам. Всё-таки, настоящий Deus Ex - синий, и сколькими бы преимуществами не обладал Human Revolution, общей ламповостью происходящего он не сможет затмить даже Invisible War, тем более - Deus Ex 2000. Весь этот текст родился лишь потому, что я случайно пролистал скриншоты из стим-магазина - это уже говорит о том, что игра действительно хороша, но, увы, не в привычном понимании качества игр...