Учёные замечают, что к Земле приближается метеорит, который неминуемо столкнётся с Землей. Чтобы предотвратить столкновение, собирается команда учёных, которым нужно установить заряды на поверхности астероида, чтобы изменить его направление движения. На миссию отправляются пилот Кен Борден, тех.специалист NASA Кора Майз, немецкий археолог и геолог Доктор Людгер Бринк, репортёр и лингвист Мэгги Роббинс, а возглавляет их Командор Бостон Лоу.
Когда заряды взорваны и астероид прекратил своё приближение к Земле, Лоу, Бринк и Роббинс решают исследовать его повнимательнее. Неожиданно они выясняют, что астероид на самом деле является инопланетным кораблём, который запирает астронавтов внутри себя и улетает в глубокий космос. Вскоре земляне оказываются на поверхности странного острова на неизвестной планете. Воздух оказывается пригоден для дыхания, так что они отправляются исследовать планету в надежде найти способ вернуться домой.
К сюжету приложили руку Стивен Спилберг и Орсон Скотт Кард, которые изначально хотели снять эпизод для телевизионного сериала Amazing Stories, насчитывающего два сезона и снимавшегося с 1985 по 1987 год. Но идея оказалась настолько масштабна, что снимать эпизод сериала оказалась слишком дорого. По той же причине свернули производство полнометражного фильма, и вот тут-то и подвернулась идея реализовать сценарий в форме видеоигры.
Но вернёмся к The Dig. Сценаристы связались с лидерами видеоигровых квестов - студией LucasArts - ещё в 1989 году, но игра легла на прилавки лишь под конец 1995 года. Виной тому регулярно менявшееся руководство и изменения концепции. Так, например, изначально задумывалось что в составе группы главных героев-астронавтов будет ещё один дополнительный персонаж - японский магнат и учёный-энтузиаст Тоши Олема, который просто за деньги купил себе билет в космос. По сюжету он должен был жестоко умереть в пещере, где некая кислота капает с потолка так, что астронавты не смогли бы потом спасти его изуродованный труп. Вообще, оригинальный сценарий щеголял продолжительными сценами ужаса, крови и жестокости. Сам Спилберг признавался, что это очень подходило его тону повествования. Ещё бы - жуткий мир, где остатки инопланетной цивилизации всё ещё умудряются взаимодействовать с чужаками в суровой и недружелюбной манере - самое оно, чтобы отбить у людей всё желание исследования новых миров. Однако после выхода "Парка Юрского периода" в 1993 году киностудия Universal Pictures и сам Спилберг получили множество жалоб на жестокие сцены. Они, правда, исходили от балбесов родителей, проигнорировавших возрастной рейтинг 13+ (ужос, ужос) и отправившихся на сеанс с маленькими детками. После этого случая Спилберг решил не рисковать и изменил тон повествования игры The Dig на более мягкий, чтобы даже дети могли играть и не испытывать дискомфорта. И помимо прочего из игры полностью вырезали четвёртого астронавта, учитывая его незавидную кончину и важность для сюжета.
Даже то, что осталось от сюжета, оказывается крайне занятной историей. Во-первых, благодаря ключевой тематике - ксеноархеологии, которая довольно редко используется в поп-культуре. Герои оказываются в окружении остатков инопланетной цивилизации, пытаются разобраться в устройстве их быта, изучить их язык, разобраться, как работают их механизмы и понять что же стало с обитателями. Во-вторых, игра это добротная фантастика с интересной визуальной интерпретацией инопланетного мира - прозрачные додекаэдры, сферические трамваи, световые мосты, кристаллы жизни и многочисленные функциональные скипетры - всё это складывается в завораживающий опыт пассивного изучения и рассказа историй через окружение. В-третьих, история всё равно сводится к чисто человеческим эмоциям и исследует вопросы морали и ответственности за свои ошибки. Авторы предлагают задуматься над причинно-следственными связями и игрой в бога. Стоит ли пытаться идти наперекор природе и изобретать меняющую реальность сущность? События игры показывают, что так делать лучше не стоит.
Игра построена на движке SCUMM, который LucasArts использовала для десятка своих игр, поэтому какого-то сюрприза в геймплейном плане тут ждать не приходится. Классический квест, где нам приходится гулять по статическим локациям и решать разнообразные головоломки. Большинство из них, конечно, сводится к правильному применению предметов и попыткам понять что от чего зависит. Бесконечные блуждания по хитросплетённым экранам перемежаются рисованными кат-сценами, причём их много в начале, и даже больше в конце, однако странным образом их качество к финалу почему-то падает. Дело в том, что в финальных роликах мимика и анимация героев становится странно-резиновой и искажённой.
Пропорции меняются и персонажи не похожи сами на себя. Может быть под конец разработки финальные ролики разработчики отдали на аутсорс, и те делали их, спустя рукава, а может это намеренная аллюзия на искажение восприятия. Как-никак, герои продолжительное время провели на другой планете и подверглись воздействию странных предметов и окружения - не могло же это пройти бесследно.
Игра управляется по заветам квестов старой школы - перемещение по экранам и аккуратный пиксельхантинг на предмет активных зон. К счастью, практически все важные зоны распознаются практически мгновенно. Тут работает элементарная логика - если что-то выглядит любопытным и интересным, скорее всего это можно изучить или взять. Никакой сложно-сочиненной комбинаторики или необычного применения необычных предметов. Игра слегка раздражает сложностью логистики перемещения, где, чтобы попасть в соседнюю башню, надо спуститься вниз к трамвайной сфере, доехать до центрального хаба, оттуда перейти в другое помещение для вызова другого сферического трамвая, который доставит героя в нужное место. Когда световые мосты будут активированы, перемещаться станет проще, но и игра уже к тому моменту успеет закончиться.
Для своих 25 лет игра выглядит терпимо - никаких высоких разрешений, никаких графических настроек, никаких головокружительных впечатлений. Зато можно порадоваться приятному совмещению 2D и 3D анимации - благодаря этому сцены в космосе можно даже назвать завораживающими. Я решил играть в оконном режиме, чтобы не так сильно страдать от пикселей размером с голову пионера. Помимо этого не сразу вспомнилось, что меню настроек доступно через клавишу F1 - там можно и сохраниться и загрузиться, что крайне важно в рамках квеста. При запуске игра всё время стартует с вступительной кат-сцены и никакого стартового меню тут не предусмотрено, так что все операции сохранения-загрузки только в ручном режиме.
"The Dig" это на редкость любопытный артефакт из прошлого, который, тем не менее способен увлечь. Серьёзная и задумчивая история, созданная в соавторстве со Стивеном Спилбергом, до сих пор способна удивить и дать пищу для размышлений. 25-летний возраст игры сказывается на её визуальной составляющей и слегка архаичном геймплее, но в эмоциональном плане за прошедшие годы она ничего не потеряла. Тем более, что тематика ксеноархеологии - не столь популярна в массовой культуре, так что даже таких редких её представителей не надо сбрасывать со счетов.