Arma 2: Operation Arrowhead – самостоятельное дополнение к игре ArmA 2. Спустя три года после событий оригинальной игры, происходивших в Черноруссии, в Зеленоморском регионе появилась новая горячая точка: на этот раз вооруженный конфликт вспыхнул в Такистане. В охваченную войной среднеазиатскую республику направлен ограниченный контингент вооруженных сил США и НАТО с целью быстрого восстановления порядка и предотвращения дальнейших жертв среди мирного населения. Удивительно, сколь разнообразен жанр шутеров, а ведь, кажется, что простой рецепт "стреляй-убивай" не предполагает особой вариативности. Тем не менее, способ приготовления тушки врага является определяющим при выборе философского направления. Ну, например, коридорные шутеры: главный герой несется напролом, выплескивая килотонны свинца на головы несчастных, оказавшихся в одном с ним проходе. Или survival: герой в ужасе мечется по коридору, изредка постреливая в чудовищные головы (патронов-то мало), и мучается от понимания того, насколько он несчастен. А вот тактические шутеры - своя особая, закрытая каста: нет коридоров, нет чудовищ, нет метаний героев, есть только меню раздачи команд из 50 пунктов, позволяющее требовать от компьютерных напарников чего угодно. На войне как на войне. Максимально приближенный к реальности симулятор боевых действий, в котором игроки смогут сражаться в разных видах войск — от пехоты и бронетанковых до спецназа и авиации. В игре учтена каждая мелочь, включая траекторию полета пули в тех или иных условиях и особенности повреждения различных материалов. Уникальная тщательно продуманная боевая система разработана специально для масштабных сражений. Занятно, но даже в таком диком краю отечественные геймеры недолго будут чувствовать себя в отрыве от Родины. Покататься на расписанной арабской вязью «шестерке» или завладеть черной проржавевшей «Волгой» возможно даже здесь. Хотя как раз именно поведение в игре техники и оставляет больше всего вопросов относительно ее серьезности и реализма. Единственный неоспоримый плюс – единиц воздушной и наземной техники в Operation Arrowhead действительно много, да настолько, что одно бы ее перечисление можно было продолжать до конца этого материала. Однако мы остановимся не на количестве, а на качестве, представленного в игре авиа, колесного и гусеничного парка. Да, по сравнению с оригинальной ArmA 2 здесь появились небольшие приятные эффекты, призванные создать иллюзию управления настоящими боевыми машинами (приближение и удаление камеры при разгоне и торможении и т.д.). Но только в целом все осталось на таком же казуальном уровне. Легким джипом по-прежнему можно безнаказанно таранить танк, не боясь даже чуть-чуть поцарапать капот. Тяжелая техника запросто может запутаться в редких тоненьких деревьях, а управление самолетами и вертолетами здесь реализовано не сложнее детского самоката. Кстати, именно в кабине вертолета становится отчетливо заметен еще один «читерксий» ляп разработчиков. Речь идет о тепловизоре, четко подсвечивающим пехотинцев неприятеля практически на любом расстоянии. В реальности тепловизор не дает такой четкой картинки человеческого тела, в чем можно легко убедиться, посмотрев видео боевых операций с реальных полей сражений. К сожалению, не обошлось и без больного места студии Bohemia Interactive: их игры отличаются обилием багов еще со времен Operation Flashpoint. Так что не удивительно, что в Операции "Стрела" их тоже хватает. Разработчики обещали поправить искусственный интеллект при езде конвоями, но что мы периодически видим? Объехать застрявшую на дороге цель конвой не способен, он будет тыкаться в препятствие, боясь и на сантиметр съехать с дороги, а ведь вокруг на километры раскинулась пустыня... Или как, например, вам понравится фонарик, просвечивающий сквозь стены? Надо ли приводить примеры неадекватного поведения ботов? Некоторые ошибки тянутся аж из оригинальной ArmA. Например, проблемы с прокладкой маршрутов так и не были исправлены. Так что нет ничего удивительного, что уже до релиза игры разработчики выложили патч. Правда, все-таки стоит отметить, что над оптимизацией игры чехи поработали, так что теперь хотя бы на мощных конфигурациях можно наслаждаться максимальными настройками графики и при этом не мучиться от слайдшоу. Но все так же тем, у кого слабое железо, играть в ArmA категорически противопоказано: ничего кроме мучений их не ждет. Вышла ли ArmA 2: Operation Arrowhead идеальной игрой своего жанра? Увы, но Bohemia и сейчас не удалось справиться с этой задачей из-за своего известного всем проклятия – обилия различных багов в игре. Хотя, по сравнению с оригинальной ArmA 2, рассмотренное дополнение выглядит куда опрятнее и оптимизировано не в пример лучше. Центральное отличие Operation Arrowhead от оригинала — это новый сингл. Во-первых, место действия изменилось с «абстрактной восточноевропейской республики» на «абстрактную исламскую республику». Во-вторых, разработчики отказались от открытой карты ArmA 2 в пользу традиционной цепочки миссий. На самом деле в новой игре не все так линейно, как кажется (предусмотрены сюжетные развилки в зависимости от исхода миссий), за одну кампанию вам предстоит выполнить ровно шесть заданий. Большую часть оригинального ArmA 2 мы управляли четверкой американских морских пехотинцев — в новой кампании мы играем за подразделения Армии и ВВС США разнообразной численности. Подобие сквозного сюжета в Operation Arrowhead все-таки есть (если, конечно, можно назвать сюжетом три миссии за одно и то же подразделение спецназа), но в одном из заданий мы играем за командира танкового подразделения, а в другом — за пилота вертолета, которые занимаются будничными танково-вертолетными делами. Пока спецгруппа капрала Говарда Дрэйка все ближе подбирается к свирепому полковнику Азису и в конце концов ловит его на собственной вилле в окрестностях Заргабада, лейтенант Бен Херрера из танкового подразделения «Бобер» чистит перевалы, а капитан Гарри Пирс из вертолетного звена «Ренегад» уничтожает вражеские зенитки... Таким образом, вместо карты-песочницы нам предлагают экспресс-нарезку лучших моментов кампании по оккупации пустынно-горного мусульманского государства Такистан. Тут и два мини-симулятора (это когда целая миссия посвящена управлению определенным видом боевой техники), и изощренная спецназовская миссия со спасением заложников из заминированного рудника, и последняя битва в местном мегаполисе, где первобытные глиняные одноэтажные домики соседствуют с дворцами и подъемными кранами. В целом однопользовательская кампания получилась более собранной и внятной, и это правильный подход. Все-таки огромный сложный военный симулятор, в котором в любой момент может дать сбой какой-то из элементов AI или сюжетный триггер, категорически не подходит для свободного геймплея. А отдельная миссия — это вроде как замкнутая экосистема (вот карта, вот зоны, которые нужно очистить от врагов, вот ваши бойцы — выполняйте), поэтому и проблем с ней теоретически должно быть меньше. Но все это не значит, что в Operation Arrowhead более легко или приятно играть, чем в оригинальную ArmA 2. Сценарий миссии может быть взят прямиком из Call of Duty: Modern Warfare, но победа (или хотя бы удовлетворительный результат) все еще требует больших усилий и массы свободного времени. Даже на уровне сложности Rectruit на одно задание в Operation Arrowhead может уйти больше суток, не говоря уж о режиме Expert с его правом на единственное сохранение. Частично сложность ArmA 2: Operation Arrowhead объясняется тем, что авторов игры интересует как можно более точное воссоздание картины современной войны. Здесь даже найти себя на карте не так-то просто (особенно если вы привыкли, что в военных шутерах игрок всегда находится в центре внимания), не говоря уж о том, чтобы обнаружить врага и разработать план наступления с привлечением всех тактических ресурсов. К этому мы привыкли, эту мысль разработчики из Bohemia Interactive развивают со времен Operation Flashpoint — с 2001 года.